Воронежский Институт Психологии

16.09.2016 10:12

Четыре типа телепередач, которые смотрят нарциссы

Исследование, опубликованное недавно в журнале Psychology of Popular Media Culture, показало, что любителям реалити-шоу присущи нарциссические черты. Привлекает ли подобный формат передач людей с нарциссическими чертами, или наоборот – популяризация реалити-шоу способствует развитию нарциссизма в обществе, – исследование не объясняет.

Четыре типа телепередач, которые смотрят нарциссы. Статьи. Воронежский институт психологииУчёные давно говорят о стремительном распространении нарциссических тенденций в обществе, но это никогда не было так заметно, как сейчас, когда всё внимание СМИ направлено на человека, который по признанию психиатров страдает нарциссизмом. В частности, мы говорим не об известном актёре или скандальном блоггере, речь об одном из лидеров президентской гонки США – Дональде Трампе. Характеристика, которую чаще всего применяет общественность в отношении Трампа – нарциссизм.

Конечно, в данном контексте подразумевается субклинический нарциссизм – это термин, описывающий такие характеристики личности, как претенциозность, высокомерие, зависть, склонность к эксплуатации других и поглощенность славой и успехом. В отличие от более серьезного и клинически диагностируемого нарциссического расстройства личности это не считается патологией. Но проявление таких тенденций в поведении может стать предпосылкой к ее развитию.


Распространение нарциссизма и причины этого явления в американском обществе анализируются в известных книгах «Эпидемия нарциссизма» (The Narcissism Epidemic) и «Эффект зеркала» (The Mirror Effect), вышедших почти одновременно в 2009 году. Авторы пришли к выводу, что серьёзный охват развлекательных СМИ и культ знаменитостей сыграли свою роль в формировании нарциссического общества.

Характеризуемое нами исследование проводилось с целью проверить гипотезу о наличии связи между ежедневным воздействием телевидения и развитием нарциссических черт. В исследовании приняли участие 565 студентов американских вузов. Для идентификации у них признаков нарциссизма был использован Опросник для определения нарциссической личности (ОНЛ). В каждом вопросе участники выбирали из двух утверждений то, которое подходило им в большей степени. Понятно, что одно из утверждений было нарциссическим, а другое – нейтральным по этому параметру. Итог подводился подсчётом количества баллов. Дополнительно, испытуемые ответили на вопросы о количестве времени, проводимом за просмотром телепередач, и об их жанровых предпочтениях (выбор из 15 жанров).  

Участники, уделявшие больше времени просмотру телепередач, по данным Опросника ОНЛ набрали большее количество баллов. Однако, как только стали учитываться жанры, эта корреляция уменьшилась, и возникла другая: вне зависимости от количества времени просмотра телевидения любители реалити-шоу, политических ток-шоу, спортивных программ и фильмов ужасов показали высокий результат по ОНЛ. Участники, предпочитающие новостные программы – даже при активном просмотре телевидения – имели низкие показатели нарциссизма. Учёные предполагают, что это связано с тем, что интересующиеся новостями люди имеют более активную гражданскую позицию, тогда как поклонники реалити-шоу, вероятно, разделяют индивидуалистические взгляды.

Такие результаты свидетельствуют о наличии связи между нарциссизмом и влиянием телевидения. Кроме того, жанр телепередачи в плане такого влияния имеет больше значения, чем продолжительность просмотра. Возникает закономерный вопрос: действительно ли реалити-шоу виновны в развитии нарциссизма? Или это исследование лишь демонстрирует телевизионные предпочтения людей с такими чертами?

Четыре типа телепередач, которые смотрят нарциссы. Статьи. Воронежский институт психологииАвтор исследования, Тед Дикинсон, считает: «Оба явления имеют место – это замкнутый круг. Люди с нарциссическими тенденциями ищут медийных персонажей, похожих на них, в то время как другие смотрят реалити-шоу и видят нарциссизм как нормализованное поведение, и попадают под влияние данного шаблона, присваивая нарциссические черты». Это высказывание соответствует теоретическим взглядам классика социокогнитивного подхода Альберта Бандуры на проблему информационного социального влияния, а само явление ни что иное как механизм реципрокного детерминизма.  

И это не удивительно: согласно данным Статистического управления США, время просмотра телепрограмм среднестатистическим американцем сейчас варьируется от 3 до 5 часов в день. Очевидно, что любая активность, занимающая 20-30% времени бодрствования человека, влияет на его личность. В этой статистике учитывается лишь «традиционный» просмотр передач по телевизору и не принимается во внимание использование для этих целей портативных устройств, таких как ноутбук или смартфон.

Американские учёные говорят: «Данное исследование показывает, что когнитивный психолог Дэниэл Канеман был прав: мир в нашем сознании не является точной репликацией реальности. Он искажен многочисленными посылами источников, под влияние которых мы попадаем. В наши дни многие телепередачи транслируют ярко выраженный эгоцентризм, равнодушие к чужому благополучию, и возведение личности на пьедестал, что и является составляющими нарциссизма. Эти посылы, в свою очередь, культивируются в нарциссическом обществе».


Статья создана по материалам:
1)    Lull, Robert B.; Dickinson, Ted M. Psychology of Popular Media Culture, February 15, 2016.
2)    Scott A. McGreal, Does watching TV encourage narcissism? Psychology Today, May 31, 2016.
3)    Reality TV linked to heightened narcissism, Pacific Standard, March 8, 2016.


Звоните в Институт Практической Психологии

Психология Воронеж. Набор на обучение

Мы в соцсетях

Мы Вконтакте
ВИППиПБ в Facebook
ВИППиПБ в Одноклассниках


Переходя на сайт вы соглашаетесь на получение ваших персональных данных счетчиками сайта.

Вход на внутренний портал

вход на внутренний портал для сотрудников и слушателей института

Новости практической психологии. Рассылка

Безопасность бизнеса

© 2009-2017 Воронежский Институт Практической Психологии и Психологии Бизнеса