Воронежский Институт Психологии


Анализ биографических описаний показал, что ситуации кризиса у этих испытуемых были связаны с неумением индивида быстро решать возникшие проблемы, отключаться от них, расслабляться, «замедлять поток жизни», отдыхать от сенсорной перегрузки. За­тянувшийся кризис по своей сути – это растянутое во времени решение проблемы, свя­занной с личным, профессиональным и социальным самоопределением.

Можно сказать, что кризис самоопределения проявляется в изменении структуры иден­тичности, а также в некоторых особенностях принятия решений. Так же как и кризис возрастного развития, он сопровождается депрессивными состояниями, проблемами личностного характера (неудовлетворенность собой, пересмотр своих ценностей), не­удовлетворенностью межличностными отношениями. Это одно из самых болезненных жизненных переживаний. Многие представители бизнеса в процессе своей социализа­ции и профессионализации проходили через кризисные периоды, которые оставили за­метный след в их самосознании и повлияли на дальнейшую жизнедеятельность. Осо­бенно явно проблема кризисов профессионального и социального самоопределения проявилась в условиях резких социально-экономических перемен, когда многие люди столкнулись с задачами поиска новой работы, места жительства и т.д.

В итоге хотелось бы подчеркнуть, что в нашем исследовании сделана попытка выйти за рамки сложившегося в психологии отношения к проблеме самоопределения личности, найти подход к анализу этого явления с учетом, как развития самосознания личности, так и особенностей деятельности. В рамках развиваемого нами подхода, сущностную осно­ву социального и профессионального самоопределения составляет социальная идентич­ность, мы концентрируем свое внимание на проявлениях кризиса идентичности, в также способах анализа и осмысления личностью кризисной ситуации и выбора оптимальной стратегии разрешения кризиса субъектами бизнеса. Конечно, выявленные результаты можно отнести к разряду предварительных (пилотажных), требуются исследования на более широкой выборке. Тем не менее, из полученных данных видно, что используемая нами модель дает нам новые возможности анализа кризиса самоопределения по отно­шению к сложной профессиональной и социальной среде как бизнес. В частности, на выборке представителей бизнеса, которые пережили в наибольшей степени состояние кризиса самоопределения (12 человек – руководители организаций среднего и малого бизнеса) выявлено, что в основе проблем самоопределения личности в бизнесе, лежит комплекс мотивационных и когнитивных факторов. Кризис проявляется в том, что меняются способы и скорость анализа информации, на первый план выступают новые ценности, которые не вполне вписываются в ценностно-мотивационную картину личности. Поскольку при этом происходит изменение показателей принятия решений, то требуется время и волевая активность для преодоления этого кризиса.

Полученные данные могут быть полезны для более полного понимания природы и механизмов активности личности в ситуации выбора, смены профессиональной и социальной среды и, как следствие для развития системы психологического консультирования, обучения и терапии, как в индивидуальном, так и организационном контекстах.

Литература:

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания, М.: Аспект Пресс, 2000.
  2. Бардиер Г.Л. Бизнес – психология. М., 2002.
  3. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.
  4. Емельянов Е.Н., Поварицына С.Е. Психология бизнеса. М.: Армада, 1998.
  5. Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. 2001. Т.22. №5. С. 69-78.
  6. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Проблемы экономической психологии. Том 1. М.: ИПРАН, 2004.
  7. Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал, 2004. Т.2. №1. С. 52-60.
  8. Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе. М-Ярославль: МАПН, «Аспект – Пресс», 2008.
  9. Иванова Н.Л. Типологические особенности самоопределения представителей менед­жмента бизнес-организаций // Психология образования. 2009. №3.
  10. Иванова Н.Л., Михайлова Е.В., Штроо В.А. Введение в психологию бизнеса. М.: ГУ-ВШЭ. 2007.
  11. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998.
  12. Келли Д. Теория личности. Психология личностных конструктов. СПб, 2000.
  13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону. 1996.
  14. Кун М., Макпартленд Т., Эмпирические исследования установок личности на себя. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С. 180 – 188.
  15. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от по­исков самоуважения к поискам смысла. // Психологических журнал. 1999. Т.20. №3, с. 48-58.
  16. Мазилова Г.Б. Динамика социальной идентичности личности в меняющемся обще­стве. Дисс.канд. психол. наук. Ярославль, 2006.
  17. Машарова Т.В. Социальное самоопределение учащейся молодежи в условиях со­временного общества. Киров: КГУ, 2003.
  18. Машарова Т.В., Сырцова Е.Л. Социальное самоопределение учащейся молодёжи: возможности и проблемы. Киров: КГУ, 2007.
  19. Мелия М. Бизнес – это психология. М., 2006.

Звоните в Институт Практической Психологии

Психология Воронеж. Набор на обучение

Мы в соцсетях

Мы Вконтакте
ВИППиПБ в Одноклассниках


Переходя на сайт вы соглашаетесь на получение ваших персональных данных счетчиками сайта.

Вход на внутренний портал

вход на внутренний портал для сотрудников и слушателей института

Новости практической психологии. Рассылка

Безопасность бизнеса

© 2009-2024 Воронежский Институт Практической Психологии и Психологии Бизнеса