Воронежский Институт Психологии


По нашему мнению, кризис социальной идентичности может рассматриваться как от­ражение в сознании индивида несоответствия сложившихся представлений о себе тре­бованиям реальности (внешней или внутренней), которое актуализирует необходимость сознательного выбора новой идентичности, умения следовать этому выбору. Человек те­ряет устоявшееся представление о себе и пытается найти новые ориентиры и критерии обретения гармоничного состояния. Поэтому кризис социальной идентичности – явле­ние глубоко индивидуальное, связанное с субъективным опытом человека, его умением распознавать и решать проблемы.

На основе представлений о структуре идентичности, типологических характеристиках принятия решений, нами проводится исследование проявлений кризиса самоопределения лич­ности в профессиональной деятельности. Нами развивается подход, согласно которому сущностную основу социального и профессионального самоопределения составляет со­циальная идентичность, формирование которой осуществляется в ходе разрешения проблемной ситуации. Мы концентрируем свое внимание на проявлениях кризиса идентич­ности, в также способах анализа и осмысления личностью кризисной ситуации и выбора оптимальной стратегии разрешения кризиса.

Эмпирическое исследование

Целью эмпирического исследования явилось изучение социального и профессиональ­ного самоопределения у субъектов бизнеса. Выборку составили руководители и соб­ственники организаций среднего бизнеса. Всего опрошено 119 человек, включая 67 жен­щин и 52 мужчин, в возрасте от 29 до 52 лет.

Методы исследования: модифицированный вариант методики «Кто Я?», тест Дж. Келли, опросник Д. Кейрси, биографические самоописания, контент-анализ, анкетирование, интервью, наблю­дение. Методология исследования основана на сочетании качественных и количествен­ных методов.

В статье приводятся некоторые результаты этого исследования.

1.       Представления бизнесменов о себе, своей социальной и профессиональной среде.
Полученные данные показывают, что в идентичности бизнесменов преобладают личностные, социально-деловые и профессиональные характеристики.

В самоописаниях бизнесменов прослеживается их отношение к себе как к людям, кото­рые умеют ставить перед собой четкие цели, мыслить деловыми и социальными катего­риями. Они могут много работать, не любят праздно проводить время, делают бизнес не только ради денег, но и для реализации новых идей и проектов.

Практически все опрошенные представляют собой примеры энергичных, целеустрем­ленных, деятельных людей, которые многократно испытывали состояния неопределен­ности, метания из стороны в сторону в поисках себя. Стремление успеть, не упустить момент в деловых вопросах ограничивало их возможности самоопределения.

В представлениях бизнесменов о себе сосредоточены различные знания, которые мы условно объединили в три группы:

A)     «Профессиональная деятельность». Многие опрошенные пытались найти наиболее подходящее название своей деятельности. Но, поскольку бизнес как профессиональная сфера еще только формируется, то соответственно в ответах  использовались различные варианты слов, как из современного списка профессий, так и из прошлых лет: бизнесмен, предприниматель, руководитель, купец, коммерсант, деловой человек и т.п. Чаще всего употребляются слова «бизнесмен» и «предприниматель».

Б) «Профессиональная среда, бизнес-сообщество». Отмечаются различные особенно­сти бизнеса, такие как жесткая конкуренция, динамичность среды и отношений, требова­ния к имиджу, общению, выбору статусно-ролевых отношений. В то же время на основе описаний бизнесменов можно выделить и ценностные категории, соответствующие этой среде: роль слова, умение держать марку, добиваться поставленных целей, пускать пыль в глаза и т.д.

B)      «Профессионально-важные качества», среди которых отметим такие как знание бизнеса, управления, людей, умение выстраивать требования, гибкость, нацеленность на
развитие, нечувствительность к обидам и т.п.



Звоните в Институт Практической Психологии

Психология Воронеж. Набор на обучение

Мы в соцсетях

Мы Вконтакте
ВИППиПБ в Одноклассниках


Переходя на сайт вы соглашаетесь на получение ваших персональных данных счетчиками сайта.

Вход на внутренний портал

вход на внутренний портал для сотрудников и слушателей института

Новости практической психологии. Рассылка

Безопасность бизнеса

© 2009-2024 Воронежский Институт Практической Психологии и Психологии Бизнеса