Н.В. Антонова
© Альманах I "Психология. Теория и Практика". Правообладатель: АНО ДПО "Воронежский институт практической психологии и психологии бизнеса". Копирование и распространение без согласия автора и/или правообладателя запрещены.
В настоящее время все большую актуальность приобретает проблематика бренда. Активный интерес к феномену бренда обусловлен сложившейся ситуацией в мировой промышленности и торговле: увеличение производственных мощностей, увеличение потребительской активности, огромное количество товаров-близнецов – все эти факторы приводят к тому, что конкуренция производителей превращается фактически в конкуренцию брендов. Однако бренды и процесс их создания изучаются в основном маркетологами и экономистами, в то время как психологическая проблематика, связанная с данной областью исследований, недостаточно раскрыта.
Наиболее глубоко психологические аспекты проблематики бренда освещены в подходе Д. Аакер и его коллег, разработавших модель идентичности бренда.
Идентичность бренда в понимании Д. Аакера.
Идентичность личности – это осознание личностью себя, своих ценностей, целей и убеждений. Идентичность бренда – это набор марочных ассоциаций, который стремится создать и поддерживать разработчик бренда.
Идентичность бренда изучается по четырем направлениям:
1. бренд как товар (включает ассоциации со свойствами товара);
2. бренд как организация (включает ассоциации со свойствами организации и в большей степени фиксирует внимание потребителя именно на организации, а не на товаре);
3. бренд как «личность» (включает ассоциации с «личностью», индивидуальностью бренда). Данный компонент идентичности бренда называется индивидуальностью бренда, основной механизм его формирования - персонификация. Данный элемент идентичности бренда позволяет выявить связь идентичности бренда и идентичности потребителя: потребитель выбирает бренд, который в наибольшей степени соответствует его собственному образу «Я» и идентичность которого совпадает с его собственной идентичностью.
4. бренд как символ (визуальный имидж организации).
Структура идентичности бренда включает в себя стержневую и расширенную идентичности. Стержневая идентичность – это основополагающая, устойчивая сущность бренда, по аналогии с идентичностью личности – это «Я» организации или товара. Расширенная идентичность включает в себя элементы идентичности бренда, связанные между собой и образующие различные группы свойств.
Идентичность бренда необходимо соотнести с имиджем бренда. Д. Аакер считает, что идентичность бренда – это восприятие бренда, которого хотелось бы достичь, тогда как имидж бренда – это его текущее восприятие. Таким образом, идентичность бренда – идеальный, желаемый его имидж, существующий в сознании разработчиков бренда внутри организации. Имидж же относится к сфере сознания реципиента, то есть потребителей и других групп общественности.
Д. Аакер выделяет так называемые «ловушки идентичности бренда», или опасности на пути создания бренда, к которым относит:
1) «ловушку имиджа бренда». Имеется в виду опасность отождествления идентичности бренда и его имиджа. Как мы уже отметили, это структуры, относящиеся к сферам сознания совершенно разных людей;
2) «ловушку позиционирования бренда». Позиция бренда – это часть идентичности бренда, которая активно доводится до потребителя. Далеко не все элементы идентичности бренда активно транслируются общественности;
3) «ловушку «стороннего наблюдателя»: недоучет значимости видения бренда сотрудниками организации;
4) «ловушку фиксации на свойствах товара»: недоучет значимости других элементов идентичности бренда, мнение о том, что для потребителя важны только свойства товара.
Переходя на сайт вы соглашаетесь на получение ваших персональных данных счетчиками сайта.