«Отношения клиента с консультантом, отличаются от его отношений с людьми в его окружении… С недавнего времени группа специалистов признала этот принцип основополагающим, сделав при этом акцент на том, что необходимо обращать внимание не на методы и методики практической работы, а на правила организации и построения реальных отношений с клиентом, на структуру этих отношений, на то что делать и как говорить.» Leona Tyler, The "Work of the Counselor (1953, p. 17)
Аннотация
Консультативная психология предполагает специфический подход к пониманию терапевтических отношений, который складывается исходя из истории этого психотерапевтического направления, его ценностей и профессиональной идентичности специалистов.
Эта тема основана на ключевых положениях одного из пионеров психотерапевтической практики Леоны Тейлор (Leona Tyler), данных современных исследований в этой области, актуальных теоретических подходах занимающихся проблемами консультативных отношений.
Разработка темы начинается с обсуждения ранних форм терапевтических отношений в консультировании, того исторического контекста под влиянием которого они возникли и той роли, которую они сыграли в современном понимании этого феномена.
Далее обсуждаются современные проблемы консультативных отношений, с акцентом на вклад в их решение ведущих практикующих психологов-консультантов.
Заключение посвящено определению актуальных проблем консультативных отношений в свете традиционных проблем психологического консультирования.
Аннотация
Тематика посвящена роли психологической теории и ее отношению к практике с особым акцентом на возможности консультативной психологии интегрировать эти две стратегии миропонимания. Научно теоретические основы позволяют консультированию претендовать на роль цивилизованного терапевтического метода. Здесь обсуждаются как теоретические проблемы психологии так и способы (научные и клинические) через которые теория влияет на консультативный процесс.
Мы рассматриваем две терапевтические базы (теоретическую и исследовательскую) с тем, чтобы понять, когда и в какой степени каждая из них значима для процесса консультирования.
Мы фокусируем свое внимание на действенности и эффективности мета-анализа при разработке новых психотерапевтических методов исходя из критерия их применимости на практике. Показываем отличие понимания психотерапевтических традиций и принятия норм консультативной психологии теоретиками и практиками.
Сопоставляем специфичные, по-разному обоснованные с теоретической точки зрения методы консультативной психотерапии с наиболее общими, принятыми в научно-практической среде фактами в целях их интеграции.
Наконец, мы говорим о намечающейся тенденции сокращения разрыва между теоретической и практической психологией на опыте психологического консультирования.
Эта тема посвящена обзору проблем связанных с изучением результативности и процессуальности психотерапии и консультирования.
Каждое исследование рассматривается с точки зрения того исторического контекста, в котором оно происходило. Это обязательное условие для характеристики тех переменных, которые показывают структуру психотерапевтического и консультативного процесса и его результата.
Взаимное влияние методологии и результатов исследований обсуждается с точки зрения обобщающих выводов и раскрытия причинно-следственных связей.
В частности, мы рассматриваем вклад мета-аналитических методов в развитие консультирования, где в каждой контекстуальной модели обнаруживаем как медицинские так и общие психологические компоненты.
Биопсихосоциальная модель рассматривается нами как наиболее перспективная альтернатива. На ее основе мы характеризуем и стараемся объективно показать процесс и результат психотерапевтического влияния. Это становится возможным за счет конкретности, экспериментальной и фактологической обоснованности, как основы теоретического моделирования.
Вопросы обучения и супервизии консультанта рассмотрены с позиций формирования специалиста и его профессионального роста как терапевта и как супервизора одновременно. Компетентность консультанта определяется по трем параметрам: наличие знаний, профессионального самосознания и профессиональных навыков. Исследованы различные грани супервизии: история супервизии; ключевые теоретические модели супервизии; техники супервизии; отношения супервизии; межкультурные отличия; самораскрытие супервизора; контрперенос; развитие навыка супервизорства; конфиденциальность супервизора; сексуальная реакция и супервизия; этика супервизии; параллельный процесс; результат супервизии для клиента; оценка в супервизии; компетентность в супервизии; супервизия и проблемы компетентности профессионала супервизора; причинение вреда; обучение супервизора; а также множество других значимых специализированных тем из области супервизии в процессе психологического консультирования.
В каждой теме мы говорим о значении этой области для практики и о перспективах исследования.
В заключении нами рассматриваются следующие вопросы: От чего зависит успешность обучения консультированию и супервизии? В связи с чем они могут оказаться безуспешны?
В этом разделе представлены две достаточно широкие темы: психотметрические процедуры, которые дают возможность измерять выраженность определенных психологических качеств, особенностей или характеристик людей и использование тестов и ассесмента в процессе ИПК.
Первая часть направлена на раскрытие принципов психометрии, которая включает методы масштабирования, тестирование способности к развитию и оценку психометрических возможностей тестов (в частности их надежность и валидность).
Вторая часть посвящена применению тестов и оценки, способам применения оценки в рамках консультативной психологии, предлагает различные типы оценочных инструментов, рассказывает о компьютерном и интернет тестировании, показывает гендерные и проблемные расхождения. Раскрываются критерии выбора и принятия решения о целесообразности использования оценки, этические и другие профессиональные соображения.
Аннотация
Эта тема посвящена количественным и качественным методам, которые используются в исследовании процесса психологического консультирования.
Мы начинаем с обзора парадигматических оснований и эпистемологических позиций количественных и качественных методов исследования, кратко останавливаясь на обзоре эмпирических исследований в области консультативной психологии. Цель краткого обзора состоит в том, чтобы определить «почему» применяются именно эти методы. Среди количественных методов, заслуживающих наше внимание, мы представляем дисперсионный анализ (ANOVA) и многомерный дисперсионный анализ (MANOVA), факторный анализ, моделирование структурными уравнениями, дискриминантный анализ.
Среди качественных методов мы остановились на grounded theory, нарратологии, феноменологии, этнографии и participatory action research.
Обсуждаются актуальные проблемы проектирования качественных исследовательских методов, проблемы использования сочетания методов разработанных на основе различных теоретических подходов к исследованиям в области психологического консультирования.
Аннотация
Принципы Meara, Schmidt, и Day's (1996) коренным образом повлияли на дискуссию относительно основных этических норм психологического консультирования.
Расширенной и дополненной эта концепция выгладит в Этических принципах и Кодексе Американской Психологической Ассоциации (2002), где этика понимается как механизм ответственности и регуляции поведения в критические моменты консультативной практики. Этические принципы консультативной психологии служат правовой основой организации этого процесса, в частности с этой целью применяется Этическая модель принятия решений.
Здесь обсуждаются основные направления развития этики психологического консультирования с позиций ее социальной отнесенности. Приводится пример этического тренинга.
Аннотация
Современные психологические методы недостаточны для понимания социальной структуры общества. Доход, образование, профессиональные навыки и качества, будучи общепринятыми критериями классовой отнесенности, не дают полного представления о содержании психологической жизни представителя того или иного класса.
Приводятся доводы в пользу психологов, которые учитывают субъективный подход, теорию социальных классов и классовые предрассудки (классизм).
Мы рассматриваем Модель Классового Мировоззрения (social class worldview model (SCWM-R)) (Liu, 2001, 2002; Liu & AN, 2008) и модель Социальных Классов и Классового Самосознания (Social Сlass and Сlassism Сonsciousness (SCCC)).
SCCC предлагает способы отражения человеком самого себя с позиции классовой принадлежности. Предлагается 10 уровней осознанности начиная от абсолютной независимости от осознания классовой принадлежности, заканчивая глубокой закрепощенностью, вызванной таким осознанием. Прилагаются клинические испытания, на основе которых возможно построение терапии с учетом этого параметра.
Аннотация
В этой теме рассмотрены теоретические и исследовательские вопросы, которые посвящены различным социальным контекстам жизни женщин, и глубинным личностным и межличностным проблемам.
Затронуты вопросы о том, как социальная адаптация и личностное развитие женщины зависят от ее гендерной идентификации, какие социальные институты и как влияют на эту зависимость, о том насколько выражена в психике женщины и как проявляется на уровне социальной адаптации дискриминация. В форме каких стереотипов и установок она выступает.
Затем мы говорим о психическом здоровье женщины, делая при этом акцент на влиянии гендерной принадлежности на психическое благополучие и на негативной роли женоненавистнической позиции.
Наконец, мы обращаем внимание на тех отношениях, которые окружают женщину, начиная с проблем социализации и полового развития, некорректное решение которых сказывается на благополучии во взрослой жизни. Рассматриваем проблемы отождествления, останавливаясь на феминистической, лесбистской и вуманистской моделях идентичности. Мы заканчиваем тезисом, который напоминает женщине о том, что ее психическое благополучие зависит от личных и социополитических взглядов.
Аннотация
Психология мужчины рассмотрена с современных позиций (исследования датированы 2010 годом), которые основаны на эмпирических и теоретических представлениях, сложившихся в процессе психотерапии мужчин. Представлен краткий исторический обзор ключевых исследований в этой области за насколько прошедших десятилетий.
Психологические проблемы мужчин показаны с точки зрения зарекомендовавших себя парадигм. Коррелируют ли между собой идеология мужественности, гендерный конфликт, стресс от необходимости проигрывания мужской роли и другие феномены мужественности с психологическими проблемами мужчин?
Исследования однозначно показывают, что конфликт мужественности связан с мужскими психологическими и межличностными проблемами. Терапевтические данные о мужчинах, как о клиентах рассматриваются в контексте традиционных психотерапевтических парадигм.
Акцент делается на учет индивидуальных различий в психотерапии мужчин, на существующий опыт психологов-практиков, глубокое изучение мужской психологии психологами-клиницистами.
Психология далеко не каждого современного мужчины характеризуется традиционной установкой «жив и ладно», поэтому консультативная практика предоставляет реальные возможности психокоррекции состояний клиентов при условии знания мужской психологии в теории и на практике.
Аннотация
Эта тема посвящена краткому обзору понятий, характеризующих невозможность оказания психотерапевтической помощи. Рассмотрены юридические нормы стран со сложившимися психотерапевтическими традициями, в которых несостоятельность определена феноменологически и операционально.
Сначала речь идет об определениях несостоятельности, включающих ее различные модели, индикаторы, юридические ограничения, применяемые к различным категориям клиентов, социокультурные и семейные факторы, препятствующие получению и оказанию консультативных услуг. Затем рассмотрены случаи, когда речь идет об индивидуальных ограничениях.
Так, неспособность к психотерапевтическому вмешательству (disability-affirmative therapy), определена через ряд шаблонных вопросов, которые необходимо изучить приступая к работе с клиентом.
Рассмотрены два случая: неспособность клиента и неспособность консультанта.
Эта тема раскрывает особенности психологии и консультирования людей пожилого возраста. Рассматриваются проблемы старения в контексте социокультурных условий и поколенные проблемы семьи. Сформулированы рекомендации по построению клиентских отношений с пожилыми людьми исходя из расширенного (не традиционного) понимания проблем этого возраста, когда на передний план выступают проблемы качества жизни, управления болью и подготовки к окончанию жизни.
Аннотация
Индивидуальная психологическая консультация – практически реализуемое действие предполагающее вмешательство в психику клиента на основе научно-обоснованной модели, существующей у консультанта – ученого и практика.
Здесь представлен исторический обзор становления индивидуального психологического консультирования через анализ вклада различных терапевтических школ в создание научно-обоснованной модели психики, определяющей возможность корректного влияния на клиента.
Основное обсуждение сроится вокруг вопросов: причины обращения за помощью клиентами; правила построения терапевтических отношений; смена эмоционального состояния, инсайт, осознание и изменения в консультации; этапы консультации; экстра-терапевтические факторы.
Определенные и уникальные феномены консультации проанализированы и сопоставлены с теорией общих факторов.
Сделан прогноз на исследования в малоизученных областях консультирования (например исследование роли инсайта в терапевтических отношениях) и в тех областях в которых существуют противоречивые мнения и подходы (например, первостепенной значимости уникальных или общих факторов; интегративный подход или подход с позиций отдельной теории; целесообразность терапии в случае невозможности влияния на окружение клиента).
Аннотация
Эта тема посвящена истории психологического образования и роли практической подготовки в психологическом консультировании. Рассматриваются традиционные взгляды на подготовку психологов практиков через прохождение ими первичной, вторичной практики, а также практики третьего уровня. Кроме того представлены и более современные подходы, которые в целом говорят о том, что истинная готовность к практике консультирования наступает в момент, когда консультант становится в состоянии диагностировать и структурировать проблему, а не только наблюдать превращения в психике клиента из состояния тождественности с ним.
Далее, на примерах наиболее преуспевающих школ речь идет о том, из чего состоит успешная программа подготовки психологов консультантов, о роли опыта в обучении и о значении отклика на актуальные проблемы социума. В результате, нами предлагается модель психологической подготовки и обучения психологов-консультантов.
Аннотация
Карьера психолога-консультанта начинается с четких и вполне определенных параметров. Его способности должны отвечать критериям межличностной эффективности (в первую очередь коммуникативная компетентность), он должен иметь интерес и склонность к соответствующей работе. Однако, впоследствии необходимы глубокие специальные знания и экстраординарные навыки; навыки психологического наблюдения и оценки; понимание социального контекста и контекстуальной зависимости психических явлений, гендерных различий, различий обусловленных социально-экономическим статусом; развития навыков интуиции и т.д. Показаны юридические основания карьерного роста с позиции основателя подхода Франка Парсонсона (Frank Parsons).
Аннотация
Большинство людей в той или иной форме верит в Бога и воспринимает себя в качестве верующих, религиозных. Однако, большинство психологов и других специалистов имеющих дело с проблемами психического здоровья воспринимают себя в своей профессии автономно от религии и имеют абсолютно бытийные представления о религиозности или о духовном воспитании. Вместе с тем, психотерапевты могут эффективнее оказывать свои услуги в том случае, если они используют основные принципы вероисповедания даже тогда, когда они их не разделяют, то же относится к различным религиозным концессиям.
Мы рассмотрим и проиллюстрируем те отношения, которые сейчас складываются между психологией, верой и религией. Покажем выгоды религиозного или духовного воспитания для социальной адаптации, а также для физического и умственного здоровья. Мы комментируем и те опасности, которые могут возникать в указанных аспектах жизни человека на пути к вере и религии.
Нами обсуждаются духовные установки, которые представлены в основных религиозных традициях и могут быть использованы консультантами и другими специалистами при определенных условиях.
Коротко представлен один из методов духовной терапии с примерами и результатами. Наряду с другими важными вопросами мы затрагиваем и проблемы этики.
Мы рассматриваем три основных подхода, которые сейчас доминируют в мировой практике при организации групповых консультаций. Представлено развитие группового консультирования в традициях последних 100 лет.
Продемонстрировано исследование на примере фокус-групп, где представлены терапевтические факторы, микроклимат группы и динамика группового развития.
Сосредоточено внимание на лидерских функциях ведущего группы его задачах, ролях, функциях и интервенционных выборах.
Мы рассматриваем правила групповой работы, основы групповой динамики, которые применимы в различных этнических и классовых сообществах. Работа современной консультативной и психотерапевтической группы может быть организована как «лицом к лицу», так и «он-лайн».
Аннотация
Концепции, фундаментальные положения и терапевтические методики, которые используются в психотерапии пар и семейной психотерапии, в большей степени согласуются с ключевыми положениями психологии развития о нормативности, пригодности окружающей среды, проживании клиентом его проблемы, жесткости установок и влияния культурного контекста, чем на психиатрических диагнозах.
Мы показываем историю семейной психотерапии, обеспечивая краткий обзор нескольких современных подходов к оказанию помощи.
Затем, в качестве примера, мы даем описание восьми программ семейной психотерапии, которые отвечают на вопрос «Что это дает?».
Наконец, отвечая на вопрос: «Как это работает?» мы показываем три основные механизма, отвечающие за терапевтический прогресс: терапевтический альянс, рефреминг и проигрывание.
Аннотация
Реабилитационная психология – одна из самых востребованных отраслей психологической практики, которая находится в междисциплинарном пространстве относительно других отраслей психологии. Она применяется на западе в массовом порядке в большинстве медицинских центров и центров социальной адаптации населения, через оказание помощи в организации продуктивного адаптивного поведения человека в семье, преодоление внутренних противоречий личностного развития и компенсации недостатка психологической поддержки на базовом уровне (primary support systems).
Огромное количество конкретных ситуаций, в которых люди сталкиваются с этими препятствиями требует наличия у реабилитирующего психолога целого ряда специальных навыков и гибкости в организации клиентской работы.
Всю свою 50-летнюю историю реабилитационная психология формировалась за счет теоретических знаний и исследований из других областей психологической практики, включая социальную, клиническую, консультативную психологию, поведенческую неврологию и нейропсихологию. Такое наследие сделало эту специальность надежным инструментом, способным отвечать на различные запросы социума: в системе здравоохранения, в министерстве обороны, со стороны социальных служб.
Аннотация
Несмотря на то, что причастность психологического консультирования к решению вопросов связанных с физическим здоровьем человека до сих пор вызывает споры, несомненно то, что психология привнесла значительный вклад в дело сохранения и поддержания здоровья людей.
Консультативная психология в области здравоохранения обеспечивает возможность теоретически обоснованной помощи при работе с болью, хроническими болезнями и ранами, ускоряет процесс физического восстановления, способствует предотвращению возникновения рака, СПИДа, других опасных болезней и последующей, в том числе после операционной реабилитации больных.
Эта область неумолимо развивается, будучи востребованной в медицинских центрах и учреждениях здравоохранения по всему миру.
Переходя на сайт вы соглашаетесь на получение ваших персональных данных счетчиками сайта.