Воронежский Институт Психологии


Обмен эмоциональными состояниями в процессе психологического консультирования происходит посредством эмпатии.  Работа терапевта организована с использованием рефлексии эмоциональных состояний возникших  в результате этого обмена. Упор в этой работе сделан на способности к саморегуляции самого терапевта, что предъявляет особые требования к его подготовке. При условии систематического обучения специальным навыкам, основанным на осознании собственных экстраординарных способностей, профессиональная подготовка терапевта с базовым высшим образованием происходит от 3 лет и выше. В результате такой подготовки терапевт должен обладать способностью разделить эмоции клиента, оставаясь при этом в осознанном состоянии. Корреляция эмоциональных реакций терапевта и клиента психофизиологически регистрируема.

В учебно-тренировочном формате в процессе психологического консультирования нам удалось обнаружить три основных этапа.

На первом этапе консультации (приблизительно 15 минут) после установления эмоционального контакта через создание доверительных отношений (от 30 сек до 1-2 минут) консультант слушает клиента, эмпатийно воспринимая его эмоции, и задает направляющие вопросы, которые способствуют поддержанию контакта и прохождению эмоциональных барьеров в процессе самораскрытия клиента.

Затем, на втором этапе он задает уточняющие вопросы, раскрывая контекст возникновения тех или иных эмоциональных состояний с целью построения терапевтической гипотезы. Гипотеза включает сами воспринятые эмоции, контекст их возникновения и предмет или объект эмоционального отношения.

На третьем этапе консультации (от 30 до 50 мин.) идет работа над принятием гипотезы клиентом через углубление контекста: погружение его в собственные эмоции (через постановку открытых и прямых вопросов) и организацию рефлексии (через обратную связь и констатацию его состояний). Консультация заканчивается сопоставлением запроса и проблемы клиента выраженной в форме терапевтической гипотезы, организуя позитивную эмоциональную оценку результата клиентом (процесс самопринятия). Внешне это может выглядеть как инсайт, интерпретация или смена эмоционального состояния.

В реальной консультации этапы консультирования перекрывают друг друга, протекают латентно или абортивно, но в той или иной форме все они представлены в этом процессе. В работе над проблемой клиента можно, а иногда и необходимо  возвращаться на разные этапы. Главное условие – непрерывность процесса через сохранение эмоционального контакта с клиентом. При этом некоторые процедуры могут быть отнесены на интуитивный (бессознательный) уровень работы консультанта.



Звоните в Институт Практической Психологии

Психология Воронеж. Набор на обучение

Мы в соцсетях

Мы Вконтакте
ВИППиПБ в Одноклассниках


Переходя на сайт вы соглашаетесь на получение ваших персональных данных счетчиками сайта.

Вход на внутренний портал

вход на внутренний портал для сотрудников и слушателей института

Новости практической психологии. Рассылка

Безопасность бизнеса

© 2009-2024 Воронежский Институт Практической Психологии и Психологии Бизнеса