Консультирование в подростковом возрасте – отдельный и очень серьёзный аспект психологического консультирования. Переходный возраст не зря считается «трудным», и не столько потому, что сами дети становятся трудными в общении, сколько потому что им приходится сталкиваться со множеством новых трудностей, переходя из одного возрастного периода в другой. Это означает смену целей, ценностей, установок, механизмов взаимоотношений с людьми и взгляда на самого себя.
Нередко в поисках помощи в решении этих проблем подросток сам или с подачи родителей приходит к консультанту. В данной статье рассматриваются ключевые программы, совместно работая над которыми, консультант и клиент могут достичь результата в виде плодотворных изменений во всех сферах жизни взрослеющей личности.
Аннотация
В психологии карьерного роста переходный возраст отмечается как особенно важный период, поскольку именно в этом возрасте человеку, как правило, становится нужна консультативная помощь по ряду вопросов. Тем не менее, в психологической литературе не представлены отдельные исследования или концепции взаимного, целенаправленного взаимодействия и проектирования консультанта и клиента, которое с особенной яркостью подчёркивет целенаправленную специфику самого процесса перехода из одного возрастного периода в другой. Для более детального рассмотрения данной проблемы мы изучили 12 консультативных диад, принявших участие в 37 консультативных встречах. В рамках этих диад консультирование рассматривалось как взаимный, целенаправленный процесс, происходящий между консультантом и подростком, нуждающимся в помощи при переходе во взрослый возраст. Данные были получены с использованием деятельностно-проектного метода. Все консультации были записаны на видео, после чего сразу же представлены для просмотра консультанту и клиенту по отдельности для рефлексии мыслей и чувств, возникавших во время консультации. Детальный качественный анализ данных был призван ответить на вопрос: «Какие целенаправленные программы, совместно конструируемые, озвучиваемые и реализуемые клиентом и консультантом наиболее эффективны для переходного возраста?» Результаты исследования показали, что «взаимоотношения» и «личность» - программы, одинаково актуальные и для консультативного процесса, и для ситуаций вне консультаций. Работа над этими программами способствовала переосознанию и переорганизации других программ клиента вне консультационного процесса: в образовательной, профессиональной и семейной сферах.
Результаты исследования позволяют сделать ряд важных выводов в отношении консультирования подростков в переходном возрасте, главный из которых – консультант и клиент должны ясно и чётко озвучивать вопросы взаимоотношений и личностных изменений в стремлении достичь взаимно удовлетворяющего результата: успешного перехода клиента во взрослый возраст.
Ключевые слова
Abstract
Transition is important in the career literature as it identifies times at which people are often likely to consult counselors about issues for which they need help.
However, the counseling literature has not provided a conceptualization of, or research on, the joint, goal-directed actions and projects of the counselor and the client, which explicitly reflect the goal-directed nature of the transition itself. To address this issue, 12 counseling dyads, representing 37 counseling sessions, were studied. In these dyads, counseling was observed as the joint, goal-directed action between professional counselors and youth who sought assistance with their transition to adulthood. The data were collected using the action-project method. The counseling sessions were video-recorded, then immediately played back for the counselor and client separately to gather their recalled thoughts and feeling during counseling. Detailed qualitative analysis of the data set addressed the research question, “What are the goal-directed projects that counselors and their clients jointly construct, articulate, and enact relevant to the transition to adulthood?” The findings indicated the relationship and identity are intertwined goal-directed projects within counseling as well as outside of it. These projects contributed to the reframing and reorganization of clients' transition projects outside of counseling in occupational, educational, and familial domains. The findings suggest important implications for counseling youth in transition, that is, counselors and clients explicitly address their joint relationship and identity goals in an effort to realize a mutually satisfactory and important transition to adulthood.
Keywords
Переходя на сайт вы соглашаетесь на получение ваших персональных данных счетчиками сайта.