Воронежский Институт Психологии

Исследование реакций клиента на психологическое консультирование онлайн

Sin-Hwa Kang, Jonathan Gratch
Компьютеры в поведении человека
№ 34, май 2014, с. 120-130

Информационные технологии получают всё более широкое распространение, входя во все профессиональные сферы современного общества, – в  том числе в сферу психологического консультирования. Исследование английских учёных в области онлайн-консультирования рассказывает о возможности самораскрытия клиента при таком виде консультирования и взаимозависимости открытости клиента и стиля поведения онлайн-консультанта.  Такие технологии создают своего рода  «эфир», мультимедиа пространство, которое делает возможным раскрытие консультанта и встречное  раскрытие клиента. Такой вид консультирования может решать следующие задачи: снятие запроса,  экстренная психологическая помощь, а также консультирование клиентов определенной категории. К таковым можно отнести страдающих аутизмом, социофобов, лежачих больных, клиентов, чья личная явка к психотерапевту затруднена  объективными обстоятельствами, например космонавтов, геологов и т.д. Стоит, однако, помнить, что у такого рода консультаций есть ограничения.  Они эффективны только при условии развитых саморегуляции и рефлексивности клиента, т.к. всю эмоциональную часть работы он вынужден выполнять сам. Кроме того, злоупотребление такого рода консультациями может повлечь за собой возрастание замкнутости, некоммуникабельности пользователя таких услуг.

Приведённое ниже исследование обращает внимание как на техническую сторону процесса (уровень поведенческого реализма), так и на личные характеристики консультанта (самораскрытие по отношению к клиенту).

Уровень поведенческого реализма – характеристика, применяемая к организуемым онлайн событиям: конференциям, индивидуальному общению и т.п. Наличие аудио и видеотрансляций и прямого эфира в купе с доброжелательным и расслабленным поведением участников обеспечивают высокий уровень поведенческого реализма ситуации. Аудио и видеотрансляция при формальном поведении участников – средний уровень реализма. Только аудио-переговоры – низкий уровень.

Основные моменты

  • Высокий уровень поведенческого реализма  консультанта склоняет клиента к большей степени открытости
  • Высокий уровень поведенческого реализма  консультанта склоняет клиента к более плавному повествованию
  • Высокая степень самораскрытия в поведении консультанта склоняет клиентов к ответному самораскрытию

Аннотация

В данной работе мы исследовали уровень поведенческого реализма в поведении консультанта и взаимную открытость между консультантом и клиентом в ходе симулированных психотерапевтических сеансов индивидуального консультирования посредством компьютера. Для этой проблемы мы разработали  и провели эксперимент, включавший три формы реализма в поведении консультанта: высокореалистичное поведение, низкореалистичное поведение и аудио-консультирование (то есть не выражающее никакого поведения) и три формы ответного самораскрытия: высокое самораскрытие, низкое самораскрытие и отсутствие самораскрытия. Исследуя реакции клиентов, мы замерили ощущения присутствия (включающее ощущение соприсутствия, социальную аттракцию и эмоциональную достоверность), раппорт, восприятие клиентом качества собственных ответов (смущение и самопрезентация), эмоциональное состояние (методика PANAS), восприятие партнёра (методика восприятия другого), самоанализ открытости, плавность повествования (заполнение пауз и неоконченные предложения) и вербальное самораскрытие. В ходе эксперимента мы столкнулись с некоторыми противоречивыми результатами в анкетах клиентов. Тем не менее, результаты исследования показывают, что клиенты вербально раскрывались перед консультантом сильнее (средний уровень интимности), при условии создания среды высокого уровня поведенческого реализма и высокой степени самораскрытия консультанта. Кроме того, уровень поведенческого реализма и высокая степень самораскрытия консультанта стимулировали клиента к более плавному повествованию в ходе консультации.

Ключевые слова

  • Компьютерное консультирование
  • Агенты
  • Реализм в поведении
  • Взаимное самораскрытие
  • Консультативное взаимодействие 

Computers in Human Behavior

Volume 34, May 2014, Pages 120–130
Exploring users’ social responses to computer counseling interviewers’ behavior
Sin-Hwa Kang, ,
Jonathan Gratch

Highlights

  • Interviewers’ higher behavioral realism elicits greater self-disclosure from users.
  • Interviewers’ higher behavioral realism elicits more fluent speech from users.
  • Interviewers’ higher self-disclosure elicits greater self-disclosure from users.

Abstract

We explore the effect of behavioral realism and reciprocal self-disclosure from computer interviewers on the social responses of human users in simulated psychotherapeutic counseling interactions. To investigate this subject, we designed a 3 × 3 factorial between-subjects experiment involving three conditions of behavioral realism: high realism, low realism, and audio-only (displaying no behavior at all) and three conditions of reciprocal self-disclosure: high disclosure, low disclosure, and no disclosure. We measured users’ feelings of social presence (Copresence, Social Attraction, and Emotional Credibility), rapport, perception of the quality of users’ own responses (Embarrassment and Self-Performance), emotional state (PANAS), perception of an interaction partner (Person Perception), self-reported self-disclosure, speech fluency (Pause Fillers and Incomplete Words), and Verbal Self-Disclosure. We observed some contradictory outcomes in users’ subjective reports. However, the results of objective data analysis demonstrated that users disclosed greater Verbal Self-Disclosure (medium level of intimacy) when interacting with computer interviewers that displayed high behavioral realism and high self-disclosure. Users also delivered more fluent speech when interacting with computer interviewers that displayed high behavioral realism.

Keywords

  • Computer interviewers;
  • Agents;
  • Behavioral realism;
  • Reciprocal self-disclosure;
  • Counseling interactions

Звоните в Институт Практической Психологии

Психология Воронеж. Набор на обучение

Мы в соцсетях

Мы Вконтакте
ВИППиПБ в Одноклассниках


Переходя на сайт вы соглашаетесь на получение ваших персональных данных счетчиками сайта.

Вход на внутренний портал

вход на внутренний портал для сотрудников и слушателей института

Новости практической психологии. Рассылка

Безопасность бизнеса

© 2009-2024 Воронежский Институт Практической Психологии и Психологии Бизнеса