Воронежский Институт Психологии

Неоплеменная Связь Культуры познания и Эмоций в науке

Dale C. Spencer Department of Sociology, 306 - 183 Dafoe Road, University of Manitoba, Winnipeg, Manitoba R3T2N2, Canada
Kevin Walby Department of Sociology, University of Victoria, Victoria BC V8W 3P5, Canada
Эмоции, пространство и общество
№7, май 2013, с. 54-61 

Аннотация

Для анализа эмоциональных и структруных компонентов групповой динамики французский социолог М. Маффесоли в 1996 году предложил термин «неоплемя», или «неотрайбализм». Однако эта идея не вполне подходит в случае, если речь идет о работе экспериментальной группы в условиях научной лаборатории.

Дабы дополнить М. Маффесоли и углубить научное понимание групповой динамики, мы обратились к концепции познавательной культуры Кнорр-Цетины (1999)2. Наши данные говорят о том, что научная деятельность группы в лаборатории носит специфический ритуальный характер.


Показывая, как теории М. Маффесоли и К. Кнорр-Цетины дополняют друг друга, мы также обозначили различия между социологией эмоций и социологией науки, чтобы продемонстрировать центральную роль эмоций в лабораторной жизни.

Эмпирическую базу данного исследования составили глубинные интервью и локальные лабораторные наблюдения групп физиков, геологов, биологов и химиков.

Отмечая ритуальную природу научной лабораторной работы наравне с эмоциональными переживаниями учёных, мы анализируем роль эмоций в их жизни. В настоящем исследовании мы применяем эмоционально-ценностный подход для оценки влияния определённых эмоций каждого члена группы на общую групповую сплочённость.

Кроме того, мы исследуем эмоциональные переживания, сопряжённые с созданием и поддержанием связей между различными группами и лабораториями, которые мы представляем как интер- и интра- племенные конфликты и кооперации.

Наш анализ показывает, что эмоции – это важнейший компонент в построении научного знания и групповой жизни в рамках лабораторной работы учёных.

Ключевые слова

  • Эмоции
  • Эпистемическая культура
  • Нео-племена
  • Ритуалы

1 Понятием «неотрайбализм» М. Маффесоли пытается описать широкий диапазон социальных солидарностей: музыкальные субкультуры, фанов телесериалов, группы по интересам (в рамках культурного досуга), антиглобалистов, экологические движения, молодёжные банды, религиозные общины, блоггерство, социальные сети и т.д. – все те, которые в противовесплеменам в классическом пнтропологическом понимании не имеют собственного исторического содержания. В его работах речь идёт о логике, разворачивающейся в отношении «общего» и направленной на «общение» как самоцель. Постмодерные племена возникают как объективации идеи «общего» - как символа и пространства социальной жизни.

2 Работы К. Кнорр-Цетины направлены в первую очередь на понимание способов возникновения научного знания и влияние внутригрупповых отношений, т.н. «микросоциологии» в научных кругах на содержание и формирование научного знания.

При таком подходе акцент делается на объяснении механизмов преодоления разногласий и формирования консенсуса в исследовательской группе. Социальная обусловленность научного знания при этом подходе выступает в специфической форме – форме достижения консенсуса, который рассматривается Кнорр-Цетиной как механизм признания утверждений в качестве истинных. Базис достоверных и очевидных утверждений вырабатывается именно благодаря консенсусу, которым затем приписывается объективно истинное значение

Neo-tribalism, epistemic cultures, and the emotions of scientific knowledge construction

Dale C. Spencer Department of Sociology, 306 - 183 Dafoe Road, University of Manitoba, Winnipeg, Manitoba R3T2N2, Canada
Kevin Walbyb Department of Sociology, University of Victoria, Victoria BC V8W 3P5, Canada
Emotion, Space and Society
Volume 7, May 2013, Pages 54–61

Abstract

Maffesoli's (1996) metaphor of the neo-tribe is useful for analyzing the emotions and spatial dynamics of group life. However, the idea of neo-tribes is not explicitly designed for making sense of the work of scientists in laboratories. To supplement Maffesoli and further understand the group dynamics of scientific knowledge construction, we draw from Knorr-Cetina's (1999) concept of epistemic cultures to highlight the ritualistic character of lab science. By showing how Maffesoli and Knorr-Cetina can supplement one another, we create an encounter between the sociology of emotions and the sociology of science to demonstrate the centrality of emotions in laboratory life. In-depth interviews and on-site laboratory observations with physicists, earth scientists, biologists and chemists form the empirical basis of this study. Commenting on the ritualistic nature of scientific lab work, as well as the emotional experiences of scientists, we analyze the role of emotions in scientists' work. We introduce the concept of value-proxemic emotions to account for the role of specific emotions in binding members to the group. We also examine the emotional experience of the creation and maintenance of group and lab boundaries, which we conceptualize as inter- and intra- tribal cooperation and conflict. Our analysis suggests that emotions are a crucial component of knowledge construction and group life in laboratory work.

Keywords

  • Emotions;
  • Epistemic cultures;
  • Neo-tribes;
  • Rituals;
  • Science

Звоните в Институт Практической Психологии

Психология Воронеж. Набор на обучение

Мы в соцсетях

Мы Вконтакте
ВИППиПБ в Одноклассниках


Переходя на сайт вы соглашаетесь на получение ваших персональных данных счетчиками сайта.

Вход на внутренний портал

вход на внутренний портал для сотрудников и слушателей института

Новости практической психологии. Рассылка

Безопасность бизнеса

© 2009-2024 Воронежский Институт Практической Психологии и Психологии Бизнеса